Здоровая конкуренция — залог развития правильной рыночной экономики, а появление монополий может стать фактором, который её разрушает. Что же такое монополия, и чем она опасна? Разбираемся в нашем материале.
Что такое монополия? Отличительные черты
Термин «монополия» пришёл из греческого языка и дословно переводится как «продаю один». Монополия в экономике — это такая ситуация на рынке, когда определённую нишу занимает только один продавец. Например, в небольшом городе есть только одна пекарня, которая поставляет хлеб во все магазины. Такую пекарню можно считать монополией. Отсутствие конкуренции в названной нише может привести к снижению качества и завышению цен на продукцию. Наиболее яркими примерами монополий можно считать «Российские железные дороги», «Газпром», Google, The Coca-Cola Company и другие.
Отличительными чертами монополий являются:
- Отсутствие альтернативного производителя в конкретной отрасли;
- Намеренное создание негативных условий, которые не дают возможности конкурентам войти в нишу;
- Возможность влиять на спрос и цены с помощью изменения количества производимых товаров;
- Отсутствие заинтересованности в рекламе из-за неимения альтернативы.
Почему появляются монополии?
Существует несколько самых распространённых причин появления монополий, среди которых:
- Сертификаты и лицензии, выдаваемые государством. Законодательная поддержка одних компаний ведёт к невозможности развития других.
- Возможность бизнеса распоряжаться дорогостоящей инфраструктурой, недоступной конкурентам.
- Наличие на рынке компаний-гигантов, являющихся лидерами.
- Патенты и исключительные права на изобретение товаров.
- Наличие более современного и дорогостоящих технологий и оборудования.
Какие разновидности монополий бывают?
Все монополии можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:
1. Естественные монополии.
Эти монополии развиваются в жизненно важных для экономики областях, а отсутствие конкуренции связано с технологическими препятствиями. К такому виду монополий можно отнести «РЖД». Метро, почта, электроэнергия, газ — все эти и подобные сферы заведомо могут быть только монополистами. Такая деятельность связана с огромными издержками, а наличие конкуренции может привести к хаосу.
2. Искусственная монополия.
Как следует из названия, такие монополии возникают искусственным путём и создаются планомерно крупными игроками рынка. Главная цель — разбить мелких конкурентов с помощью объединения нескольких предприятий в единое целое. Существует 5 видов искусственных монополий:
- Картель — слияние двух и более компаний с сохранением автономности. Цель такого объединения заключается в увеличении прибыли и возможности контролировать рынок.
- Синдикат — более плотное слияние, при котором сохраняется независимость производства, а коммерческая деятельность происходит совместно.
- Трест — полное слияние компаний с потерей производственной и коммерческой автономности. Прибыль при такой монополии делится соответственно вложенным долям.
- Концерн — объединение компаний из разных областей, необходимых друг другу. Например, слияние деревообрабатывающего предприятия с фабрикой по изготовлению мебели.
- Конгломерат — объединение разных предприятий с несвязанной между собой деятельностью общим финансовым контролем.
3. Открытая монополия.
Такой вид монополии характеризуется наличием на рынке единственного поставщика и связана с технологическим прорывом в определённой сфере. Зачастую открытые монополии существуют недолго, до тех пор, пока конкуренты не освоят новые технологии.
4. Закрытые или государственные монополии.
Самые важные для экономики отрасли монополизирует само государство и не допускает появление конкуренции в этой сфере. Производство оружия, добыча полезных ископаемых, строительство метрополитена — эти и многие другие сферы сопряжены с огромными рисками, поэтому конкуренция здесь недопустима.