Изначально считалось, что событиями, которые способны изменить мир, могут быть только глобальные вещи - такие, как большие бомбы, фанатики или харизматичные политики, масштабные землетрясения или массовые перемещения населения. Все изменилось в тот момент, когда математик и метеоролог Эдвард Лоренц решил объединить свои специализации для создания Теории хаоса. Согласно Лоренцу, события, которые изменяют мир, - очень часто крошечные и незаметные, а феномен, описывающий нелинейное (то есть непропорциональное) влияние одного небольшого события на всю систему, получил название “эффекта бабочки”. Концепцию эффекта часто представляют в виде взмаха крыла бабочки, из-за которого начинается торнадо в другой части света. Понимание того, как устроен данный эффект, может дать другой взгляд на инвестиции и трейдинг, бизнес, маркетинг, политику и многое другое. К примеру, слышали хоть раз термин "Черный понедельник"? Именно в этот день, 19 октября 1987 года индекс Dow Jones (DJIA) потерял на торгах свыше 22% за одну торговую сессию - это было самое крупное падение в истории. Хотя для обвала не было очевидной причины. Как было оценено в ретроспективе, такое критическое падение вызвала паническая распродажа и, возможно, программный трейдинг с использованием компьютеров.
Чуть позже, в 1907 году биржевой маклер написал роман под названием «Пятница, тринадцатое». И теперь ежегодно в этот день экономика теряет по 900 миллионов долларов. Просто потому, что суеверные граждане боятся предпринимать что-нибудь серьезное в эту дату.
Концепция "эффекта бабочки" стала играть важную роль в мире финансов с усилением глобализации и объединения рынков капитала. С завидной регулярностью нестабильность в одном небольшом секторе международных рынков быстро распространяется на другие, нарастая в пути как снежный ком и приводя к глобальным последствиям. А прогресс технологий и более широкий доступ к интернету еще больше повысили вероятность влияния международных рынков друг на друга. Например, с появлением Ipad упал спрос на нянь - многим родителям проще и дешевле увлечь ребенка мультфильмами, нежели заниматься подбором квалифицированного персонала и ежемесячно отчислять весомую сумму из бюджета. Прошлогодняя пандемия COVID-19 возродила интерес к компании Zoom, специализирующейся на веб-конференциях, компаниям FAANG ( 5 крупнейших tech компаний мира - Facebook, Apple, Amazon, Netflix and Google) и сервисам доставки.
Случайности совсем не случайны. Как взмах крыла бабочки может породить торнадо, так, к примеру ежедневные капучино в кофейне или поездки на такси до ближайшего магазина могут проделать весомую брешь в бюджете. Обращайте внимание на мелочи, совершенствуйтесь. А мы вам в этом поможем.