Темп роста рынка микрокредитования в России по итогам года достигнет 30%. А как относятся к займам небольших сумм в мире?
Напомним, что такое понятие как «микрокредитование» появилось в мире в 1974 году благодаря профессору экономики Мухаммеду Юнусу, который был родом из Бангладеша. В качестве эксперимента по борьбе с голодом и повышением качества жизни в родной стране, Юнус выдал первые кредиты лично из своего кармана. Несмотря на низкую платежеспособность заемщиков, все деньги были возвращены вовремя и в полном объеме. В дальнейшем инициатива Юнуса переросла в создание Граминского банка, где низкий уровень рисков возврата ссуд обеспечивал принцип взаимного поручительства. Именно в таком виде модель микрокредитования перешла сначала в большинство стран Европы, а затем - в США.
На данный момент рынок микрофинансовых организаций активно развивается практически во всех уголках земного шара. При этом в ряде стран еще отсутствует жесткая регуляция, а где-то срок, сумма и максимальная годовая процентная ставка уже ограничены на законодательном уровне. В целом, все предложения МФО в мире представлены двумя видами займов: payday loans (мгновенные займы, быстрые и максимально удобные для клиентов) и installment loans (краткосрочные кредиты до года с частичным погашением). Помимо компаний, осуществляющих выдачу краткосрочного кредита клиенту, за рубежом часто можно встретить кредитных брокеров, которые помогают «проблемным клиентам» получить кредитные средства.
Следует отметить, что в тех странах, где государство не регулирует максимальную процентную ставку, она может достигать 3% и более. Помимо этого, в большинстве стран Европы и США услугами микрокредитных организаций могут пользоваться лица, старше 21 года.
Если говорить о востребованности, то, к примеру, в США за микрозаймами ежегодно обращается не меньше 12 миллионов человек. Многие заемщики являются выходцами из Латинской Америки и имеют уровень образования ниже среднего. Семь из десяти оформляют займы на оплату базовых расходов. В Европе также микрозаймы востребованы, причем не только у неблагополучных слоев населения. Количество компаний в данном сегменте из года в год неуклонно растет, что привлекает внимание инвесторов, повышает уровень доверия к МФО у населения. Это вынуждает государство считаться с наличием данной сферы, вводить нормативную базу и регулировать рынок микрозаймов. По итогу во многих странах эта сфера уже находится на одном уровне с традиционным банковским сектором и предлагает привлекательные финансовые продукты для решения форс-мажорных проблем определенных слоев населения.
Мы рады быть причастными к этой сфере и из года в год задавать высокие стандарты обслуживания.