Личный кабинет
8-800-555-35-35

Как сказался прошлый, 2020 пандемийный год на рынок микрофинансовых услуг?

Рынок микрофинансовых услуг в 2020 году

Мы уже упоминали в одном из предыдущих лонгридов, что кризис оказал «очищающее» воздействие на экономику – ушли проблемные предприятия, высвободилась квалифицированная рабочая сила, предприниматели освоили новые каналы сбыта, стали делать бОльший акцент на качестве для удержания существующих клиентов. Не обошла санация и рынок микрозаймов: по состоянию на 28.12.2020 год в государственном реестре состояло 1386 микрофинансовых организаций, что на 22% меньше, чем в 2019 году и в 2,6 раза меньше, чем 5 лет назад. Причем, из тех компаний, которые выжили в кризис, чуть меньше половины работает на рынке уже более 6 лет, а 9% пришли на рынок еще в далеком 2011 (почти столько же существуют первый год на рынке МФО). Если смотреть более масштабно, то с 2011 по 2020 года в Госреестр было внесено почти 10000 записей о новых МФО, а к началу 2021 года смогли подойти только 14,4%.

Безусловно, все эти данные самым негативным образом отразились на показателе «Количество исключенных компаний на одну новую» – он составил 3,5 пункта, что является самым высоким значением с 2011 года. Для сравнения - с 2017 по 2019 год этот показатель составлял 2.

Если говорить о разбивке по регионам, пятая часть исключенных из реестра организаций была зарегистрирована в Москве, около 7% – в Санкт-Петербурге, более 3% – в Воронежской области. Если говорить про лидеров, то Москва (и Московская область) остается в топ-5 регионов с максимальным количеством точек продаж МФО. Помимо нее, в 2020 году туда вошли Краснодарский край, Башкортостан, Свердловская область, Кемеровская область (в 2019 году вместо нее в рейтинге была Нижегородская область).

В первую очередь, рынок микрофинансирования покинули те компании, которые не смогли подстроиться под новые регуляторные правила (а изменений было немало). К сожалению, опыт нам подсказывает, что эта тенденция сохранится и в 2021 году - небольшие МФО, не имеющие ни опыта, ни возможности справиться с новыми вызовами коронавируса, продолжат покидать рынок. А в лидерах останутся крупные игроки, освоившие онлайн-пространство и гибко адаптирующие свои стратегии под сниженную платёжеспособность населения.

Назад