Безусловно, еще рано подводить итоги - множество стран сталкиваются с повторными волнами заболевания, выявляют новые, более устойчивые формы вируса. Тем не менее, важно отслеживать и правильно оценивать последствия эпидемии коронавируса для мировой экономики, чтобы понимать дальнейшее влияние на рынки отдельных стран.
Согласно докладу ООН “Мировое экономическое положение и перспективы” спад мировой экономики в 2020 году из-за повсеместной вспышки нового вируса оценивается в 4,3%. Это самое резкое сокращение производства со времени Великой депрессии. Неудивительно, что кризис, последовавший за первой волной заболеваемости, был назван сильнейшим за последние 90 лет. В частности, по подсчетам Совета по мониторингу глобальной готовности к пандемии, организованный ВОЗ и Всемирным банком, только первая волна обошлась мировой экономике более чем в $11 трлн, еще $10 трлн составят недополученные доходы населения. Ни одна страна не оказалась готовой в достаточной мере к подобному:
- Более 80 развивающихся стран запросили у МВФ финансовую помощь на общую сумму $2,5 трлн.
- Падение цен на большинство сырьевых товаров (не только на нефть) вернуло рынки на уровни цен 20-летней давности.
- Уровень процентных ставок в мире вернулся ко дну 2008–2009 годов, после того как все крупнейшие Центральные банки привели свои ставки к минимальным значениям. С одной стороны, это хорошо, так как у населения и компаний появились дополнительные деньги. С другой — в долгосрочной перспективе большой объем такой дешевой ликвидности может привести к раздуванию «пузырей» на фондовом рынке и к негативным последствиям для экономики отдельной страны.
В таких условиях, разумеется, большинство государств концентрируются на заботе о своих подданных, продумывают механизмы защиты населения от повторных вспышек, разрабатывают стратегии помощи наиболее пострадавшим отраслям и категориям граждан. На первый план выходят вопросы занятости, минимального гарантированного дохода, создания единой государственной ИТ-инфраструктуры. Для решения таких задач необходимы устойчивый бюджет и его стабильное наполнение за счет налоговых поступлений.
МВФ в начале пандемии прогнозировал глубокую рецессию в глобальной экономике в 2020 году - и она произошла. При этом, к концу 2021 года, аналитики прогнозировали восстановление большей части потерь. Посмотрим, оправдаются ли их ожидания. И продолжим делать все, что от нас зависит, чтобы создавать сегодня лучшее и максимально комфортное завтра.