Не секрет, что наши эмоции влияют на наши решения странным образом, в частности, на определенной “волне” мы можем совершать нерациональные действия и траты, которые не укладываются в традиционные модели принятия решений. Годами три разных дисциплины (экономика, психология и биология) изучали процесс принятия решения, однако до определенного этапа не взаимодействовали друг с другом. Все изменилось с появлением нейроэкономики - сравнительно молодого научного направления на стыке вышеперечисленных. Именно оно изучает процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределении риска и вознаграждения.
В социальной психологии существует так называемый “зефирный тест” - Его провел в 1972 году в Стэнфордском университете психолог Уолтер Мишел. Детям предлагалась 1 зефирка, но с условием - либо они съедают прямо сейчас одну. Либо ждут 15 минут - и им принесут вторую. Таким образом изучалась способность детей откладывать вознаграждение и сопротивляться сиюминутным желаниям. Самое интересное, что те, кто дожидался второй зефирки, спустя много лет после эксперимента показали себя успешнее в учебе и в целом в жизни. С тех пор умение сопротивляться импульсивным желаниям стали считать одним из главных факторов жизненного успеха.
Аналогично и с финансовыми решениями - по сути, это “зефирный тест” для взрослых. Кто-то предпочитает “здесь и сейчас” приобрести предметы гардероба, а есть те, кто готовы подождать, приумножить средства и отправиться всей семьей в отпуск. Но при этом чем крупнее сумма, с которой мы расстаемся, тем активнее в нашем мозге активизируется центр боли, причем финансовый «болевой порог» у разных людей может очень сильно отличаться. В норме этот порог уравновешивает наши порывы потратить все, до последней копейки. Но когда баланс между эмоциями и интеллектом нарушается, мы становимся более уязвимы перед импульсными покупкам. Поэтому
- Не искушайте себя. Как вы уже поняли, способность противостоять импульсам зависит и от физиологии, и передается по наследству.
- Пользуйтесь правилом “10 секунд” - берите паузу прежде, чем приобрести пусть и дешевую, но незапланированную вещь. Для крупных покупок давайте себе больше времени на раздумья.
- Ищите положительные эмоции не только в тратах - общайтесь с друзьями, питайтесь вкусно, гуляйте в красивых местах, пробуйте все новое и необычное, занимайтесь спортом.
- Не ходите по магазинам и сайтам голодными или в плохом настроении. Нейроэкономисты и психологи единогласно утверждают, что счастливые люди тратят меньше денег.
- Не ведитесь на маркетинговые уловки, сравнивайте цены в различных магазинах, покупайте только то, что вам действительно нужно.
И, конечно, оставайтесь с нами - будет еще интереснее и полезнее.