Новый год наступил, а старые проблемы с фин.учреждениям остались? Попробуйте обратиться к финансовому омбудсмену.
Финансовый омбудсмен (или финансовый уполномоченный) – это официальный посредник, который решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. Пример европейских государств показывает, что такой подход к урегулированию споров упрощает взаимоотношения потребителя с финансовыми организациями, бережёт финансовые и временные ресурсы потребителей финансовых услуг и органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, даёт возможность избежать обращений в суд.
В РФ решение о создании института финансового уполномоченного было закреплено законом № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 4 июня 2018 года. Согласно этому закону, в том числе, компании обязаны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда.
Самое важное - клиентам финансовых организаций консультационная и юридическая поддержка омбудсмена оказывается безвозмездно. Но есть несколько условий:
- Во-первых, обращаться можно только по договорам частных лиц с финансовыми организациями, причем вы вправе такой договор переуступить (но только частному лицу).
- Во-вторых, споры должны касаться только денег и имущества. То есть, допустим, если страховая не выплачивает вам страховку. Помимо этого, через омбудсмена можно оспорить только прямые убытки, но никак не компенсацию морального вреда или упущенной выгоды. Если спор не касается конкретной суммы, но вы считаете, что ваши права нарушены, надо обращаться не к финансовому омбудсмену, а в Банк России.
- В-третьих, сумма, которую вы намерены получить от финансовой организации, не может превышать 500 тыс. рублей. Со всеми выплатами сверх обозначенной величины нужно обращаться в суд (кроме имущественных споров по ОСАГО – там сумма не имеет значения). У обращений к финансовому уполномоченному есть и срок давности - три года. Более давние споры омбудсмен рассматривает только в особых случаях, допустим, если вы не смогли подать обращение вследствие затяжной болезни.
Как правило, уполномоченный принимает решение за 15 рабочих дней, хотя срок рассмотрения обращений от посредников может занимать до 30 рабочих дней. Самое главное - чтобы обратиться к финомбудсмену, не нужно быть настолько юридически подкованным как для судебных тяжб.
С 1 января 2020 года финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей в отношении всех микрофинансовых организаций, а с начала этого года - и в отношении кредитных организаций, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов и негосударственных пенсионных фондов.