Осенью опадают не только листья – на рынке МФО пока фиксируется спад потребительских настроений.
Безусловно, все происходящее в 2020 году не могло не отразиться на рынке финансов в целом, и на сегменте МФО в частности. В нынешний кризис сильнее всего пострадали самые бедные россияне, у которых не было сбережений, возможности интегрироваться в цифровую экономику или перейти на удаленную работу.
Из негативных тенденций: спад потребительских настроений во время коронавирусного кризиса 2020 года многие эксперты сравнили с 2018 годом по глубине. Новые займы выдаются меньше, старые займы хуже погашаются. Вторая волна пандемии, которая пришлась как раз на осень, еще больше усугубила ситуацию. Не все россияне, которые до кризиса активно пользовались микрозаймами, смогли сохранить прежний уровень доходов. Соответственно, одной из самых востребованных регуляторных антикризисных мер оказалась реструктуризация займов.
К сожалению, сохраняется определённая доля компаний, которые, даже будучи исключенными из госреестра ЦБ, продолжают нелегально выдавать микрозаймы. Аналитики связывают это с повышенной регуляторной нагрузкой, с которой значительная часть добросовестных МФО не в силах справиться в текущих кризисных условиях. Между оставшимися на рынке игроками усиливается борьба за удержание хорошего клиента, который добросовестно гасит займы. Впрочем, есть и положительные тенденции. По информации «Известий» в сентябре-октябре 2020 года индекс кредитной сознательности заемщиков микрофинансовых организаций, которые участвовали в исследовании, вырос до отметки в 0,82 (по сравнению с 0,77 в начале года). Фактически, это идентификатор платежной дисциплины заемщиков. Впрочем, две трети участников рынка пока не видят никаких изменений в кредитном поведении граждан.
К концу года эксперты ожидают постепенное увеличение объемов микрофинансирования, что будет связано с традиционным фактором сезонности в преддверии новогодних праздников.