Глобальная цель всех производств заключается в том, чтобы увеличить количество выпускаемой продукции и её сбыт. При этом важно понимать, насколько целесообразно выпускать новую партию, ведь дополнительное производство даже одной единицы товара ведёт к определённым тратам. Именно для этого в экономике существует такое понятие, как mc или предельные издержки.
Общее понятие издержек
Издержки — это общие расходы, которые заплатит компания для создания продукции. Сюда входит закупка сырья, транспортные расходы, непосредственно производство, хранение и сбыт. Соответственно, чем больше издержки, тем большую цену придётся заплатить покупателю за товар. Например, компания занимается производством велосипедов, каждый из которых продаёт за 12 тысяч рублей. При этом издержки на производство одного велосипеда составляют 6 тысяч рублей. В эту сумму входят стоимость деталей, заработная плата сотрудникам, аренда помещения, транспортная логистика. Иначе говоря, издержками можно назвать себестоимость единицы товара, а прибылью будет разница между финальной ценой и издержками.
Зачем рассчитывать издержки?
В первую очередь, подсчёт издержек помогает установить нужную цену на товар. При установке слишком низкой цены предприятие не будет зарабатывать и потерпит крах, а завышенная цена приведёт проигрышу конкурентам. Кроме того, подсчёт издержек поможет спрогнозировать доходность компании в будущем, выбрать растущие направления и отказаться от убыточных.
Какие виды издержек существуют?
Существует множество классификаций издержек, рассмотрим некоторые из них: 1. Постоянные и переменные
- Постоянные издержки не зависят от объёмов выпускаемой продукции и не изменяются в течение длительного времени. К таким можно отнести затраты на арендную плату, бухгалтерское обслуживание заработную плату и так далее.
- Переменные издержки напрямую зависят от количества производимых товаров: чем больше производство, тем больше издержки. Например, затраты на сырьё, электроэнергию, транспортную логистику.
2. Прямые и косвенные
- Прямые издержки — это те затраты, которые идут непосредственно на производство. Например, закупка комплектующих, упаковка товара и так далее.
- Косвенные издержки не относятся к производству, а учитываются отдельно. Сюда можно отнести затраты на работу маркетингового отдела, рекламу и прочее.
3. Контролируемые и неконтролируемые
- Контролируемые издержки зависят непосредственно от компании и устанавливаются ей. Например, закупка сырья и заработная плата сотрудникам.
- Неконтролируемые устанавливаются третьими лицами и не зависят от компании: арендная плата, налоги и так далее.
Предельные издержки и их разновидности
Предельные издержки (marginal cost или mc) — расходы, затраченные на производство дополнительной единицы товара. Именно этот показатель необходим для принятия решения о расширении производства. Marginal cost неразрывно связаны с переменными издержками.
В экономике предельные издержки разделяют на краткосрочные и долгосрочные.
- Краткосрочные mc происходят в течение непродолжительного времени, когда выпуск дополнительной продукции не влияет на все затраты, то есть некоторые из них остаются фиксированными.
- Долгосрочные предельные издержки — это изменение всех издержек из-за расширения производства, включая аренду нового помещения, наём новых сотрудников, увеличение заработной платы и так далее.
Как минимизировать предельные издержки?
Для минимизации mc компании:
- Заменяют устаревшее оборудование на более современное и эффективное, тем самым снижая затраты на энергию, простои и ремонт;
- Выстраивают оптимальную транспортную логистику с рациональным расположением складских помещений для снижения транспортных расходов;
- Контролируют запасы и анализируют сырьё, а также меняют поставщика в случае необходимости;
- Внедряют технологии рециклинга, помогающие добиться безотходного производства;
- Увеличивают затраты на продвижение товаров, что позволяет найти новые каналы сбыта.