Рыночная экономика представляет собой сложную систему, базирующуюся на множестве механизмов, принципов и показателей, постигать которые не нужно всем и каждому. Но даже далекие от финансовых новостей люди, не получившие экономического образования, но желающие разбираться в экономических процессах, должны знать о фундаментальных понятиях работы рынка - спросе и предложении. Сегодняшний материал, в частности, поможет многим понять, что представляет собой предложение, за счет каких факторов оно меняется, и для чего это понятие, в принципе, было введено.
Что представляет собой предложение в рыночной экономике?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с определения спроса - то есть намерения конкретного гражданина приобрести за определенную стоимость какой-то товар или услугу с целью удовлетворения потребности. Если речь идет о всех гражданах - то сумма продукции/услуг, которые они бы приобрели, именуется совокупным спросом.
А вот предложение - это способность производств и продавцов в конкретную единицу времени создать и предоставить в пользование граждан за определенную плату как раз те самые товары и услуги.
Соответственно, в самой идеальной ситуации спрос и предложение должны сойтись - и тогда игроки (то есть продавец и покупатель) приходят к соглашению, результатом которого является сделка купли-продажи. Если спрос превышает предложение - на рынке наблюдается недостаток товаров, именуемый дефицит. Если же предложение превалирует над спросом, то речь идет о профиците (или перенасыщенности рынка товарами и услугами).
Как измеряется предложение?
В экономике для обозначения величины этого параметра используется термин “объем”. То есть объем предложения - это то самое количество товаров/услуг, которое на данный момент предлагается на рынке за обозначенную цену. Главная особенность предложения, соответственно, это не просто удовлетворить спрос, но и сделать это так, чтобы компенсировать издержки на производство и остаться при этом в плюсе.
Что влияет на предложение?
В самом общем смысле, можно говорить о двух факторах:
- Непосредственной цене.
- Неценовых факторах, то есть производственном потенциале, технологических возможностях, обеспеченности ресурсами, стоимости аналогов и сопутствующих товаров, текущем и прогнозируемом уровне инфляции, величине налогового бремени и прочих.
Что такое закон предложения?
По сути, это взаимосвязанность и соответствующая прямая зависимость предложения от цен. В частности, при неизменности других факторов, предложение становится больше по мере роста цен на продукты и услуги и уменьшается по факту снижения цен. На графике это изображается в виде кривой, которая демонстрирует соотношение между рыночными ценами и количеством предлагаемых товаров. Причем, если изменение происходит пропорционально, то речь идет об эластичном предложении. Если же величина изменения предложения меньше, чем прирост цен - то это неэластичное предложение. Например, скоропортящиеся продукты отличаются крайне низкой эластичностью.
В самом общем смысле эластичность определяется как производственными возможностями (то есть насколько быстро можно нарастить объемы или снизить темпы производства), так и временным фактором (допустим, для выпуска машины нужны определенные компоненты и запчасти, которые заказываются заранее).
Что такое равновесная цена?
Это консенсус между продавцом и покупателем, то оптимальное соотношение между спросом и предложением. На графике равновесная цена определяется точкой пересечения двух кривых, и предполагает ситуацию, при которой нет тенденций ни к росту цен, ни к их уменьшению.
Заключение
Предложение, как и спрос, является фундаментальным понятием рыночной экономики. По сути, это тот объем товаров или услуг, которые могут произвести поставщики и поставить продавцы в конкретную единицу времени и за определенную стоимость. Ситуация при которой предложение может в полной мере удовлетворить спрос, определяет равновесную цену. А эластичность предложения - это чувствительность предложения к изменениям цен.