В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ряд сделок подлежит обязательной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - то есть в Росреестре. Это сделки с отчуждением (влекущие переход права), сделки без отчуждения (не влекущие перехода прав на недвижимость), дополнительные сделки к ранее зарегистрированным сделкам (акцессорные). Заявление на регистрацию прав и пакет документов можно подать в отделение ведомства, через МФЦ и, с недавнего времени - в электронном виде через интернет.
И если вы хоть раз занимались какими-либо операциями с недвижимостью, то знаете, как сильно может затянуться процесс регистрации прав в Росреестре при условии личной подачи. Поэтому одним из преимуществ электронной подачи многие называют скорость. Регистратор может рассматривать бумажное заявление до 10 дней. А электронное оформление сделки, в среднем, проходит в два раза быстрее, а если сделку удостоверил нотариус - то все ограничится одним днем.
Помимо этого, электронная регистрация была создана для максимального удобства. Участникам сделки не нужно посещать МФЦ, даже заявление можно заполнить из дома. А при подключении посредника (застройщика или агентство недвижимости) за один визит в офис можно подписать договор, решить вопрос с оплатой и сразу отправить заявление в Росреестр. Особенно такую опцию оценивают по достоинству те, кто покупает недвижимость в другом городе. Продавец и покупатель участвуют в сделке на расстоянии, оттуда, откуда им удобно.
Тем не менее за годы своего существования электронное оформление прав на недвижимость не получило широкого распространения. И все из-за весомых минусов:
- Необходимость оформления квалифицированной электронной подписи (КЭП). Это аналог рукописной подписи, который получается только в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ) только лично владельцем. Стоимость электронной подписи (в зависимости от ее вида) вместе с носителем сильно разнится по регионам, но начинается от 1500 рублей. Избежать оформления КЭП можно с привлечением нотариуса, но из этого вытекает второй минус электронной регистрации - дополнительные затраты.
- При личной подаче заявления на регистрацию в МФЦ или через сайт Росреестра вы оплачиваете только государственную пошлину — 2 000 рублей. Но если вы привлечете на помощь посредника, его услуги нужно оплатить отдельно. Причем застройщики и агентства недвижимости берут за подобное сопровождение сделки 4-6 тыс. рублей, а банки - до 10 тыс. рублей. При этом некоторые банки снижают ипотечную ставку, если покупатель решает оформить сделку онлайн.
- После регистрации прав вы не получите на руки привычный бумажный документ с синей печатью, а только выписку из ЕГРН с электронной подписью Росреестра на электронную почту. Этот формат многим кажется ненадежным.
- Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. К примеру, при покупке жилья на вторичном рынке в 95% случаев необходимо арендовать банковскую ячейку. А открыть её можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа.
И главное, не все сделки можно зарегистрировать удалённо. Эта услуга недоступна, например, при военной ипотеке, если участников сделки много или в нее вовлечены несовершеннолетние. В любом случае снизить риски можно путем обращения к профессионалам, которые обладают возможностями и необходимым опытом для проверки документов перед сделкой. Не экономьте на вашей безопасности при совершении важных сделок.