Далеко не каждый гражданин нашей страны регулярно отчисляет определенную часть своего дохода в бюджет. Речь идет о тех, кто получает доход неофициально ввиду различных причин. И это огромная проблема как для государства, поскольку подоходный налог является одним из главных источников налоговых доходов. Но и опасность для самих граждан - ведь за уклонение от уплаты налогов предусмотрена ответственность. Специально для тех, кто не получает огромную прибыль, но хочет легализовать свою деятельность и спать спокойно, была создана возможность оформить самозанятость. Сегодня расскажем, в чем особенность данного статуса, как оформить самозанятость через Госуслуги в 2022 году.
Кто считается самозанятым в Российской Федерации?
Важно понимать, что термин “самозанятый”, хоть и используется во множестве официальных документов, но не определен законодательно. Говоря о самозанятых, имеются в виду люди, которые официально заявили об осуществлении личной трудовой деятельности и получившие возможность уплачивать пониженный налог на доход (НПД).
Такой специфических налоговый режим был введен в нашей стране чуть больше двух лет назад. А на конец 2021 года в РФ было зарегистрировано уже 3,5 миллиона самозанятых. При этом существует ряд ограничений:
- Статус дается только тем лицам, чей доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год.
- Если гражданин является госслужащим или работает в муниципальном учреждении, то он может пользоваться НПД только в части дохода, полученного от сдачи в аренду жилья.
- Нельзя совмещать самозанятость с другими послабляющими налоговыми режимами и использовать ее при наличии наемных сотрудников.
- Определенные виды деятельности не совместимы с НПД. Допустим, услуги доставки без кассы.
Плюсы самозанятости
Безусловно, самое важное преимущество касается существенного уменьшения величины налога. Так, вместо 13%, самозанятый уплачивает 4% с дохода от физических лиц и 6% с дохода от юридических. Помимо этого, самозанятость позволяет:
- Работать легально и отстаивать свои права на законных основаниях. Например, если вам придется решать конфликтные ситуации в суде.
- Совмещать личную деятельность с работой по найму.
- Не формировать отчеты в налоговую и не осуществлять взносы в ПФР и ФОМС.
Помимо этого, зарегистрировать такой статус крайне легко, даже без необходимости визита в учреждение. Это можно сделать посредством сайта профильного ведомства (ФНС) или через многофункциональный портал государственных услуг.
Пошаговая инструкция: как оформить самозанятость через Госуслуги
Легализовать личную деятельность и оформить НПД можно посредством интернет-портала “Госуслуги”. Вся процедура выполняется в несколько простых шагов:
- Во-первых, безусловно, необходимо зарегистрироваться непосредственно на самом портале Госуслуги.
- Далее важно установить на мобильное устройство приложение “Мой налог”, разработанное непосредственно для самозанятых.
- В списке способов регистрации выбрать “Через портал Госуслуг”, осуществить вход по имеющейся паре логин-пароль (которые вы получили на первом этапе).
- Определиться с регионом ведения деятельности.
- Отправить заявление на постановку на учет в качестве самозанятого (создается автоматически на основании указанных данных).
- Получить подтверждение регистрации в электронном виде.
Заключение
Статус самозанятого, предусматривающий специальный (более выгодный) режим налогообложения, существует в нашей стране чуть больше двух лет. Он дает возможность не только легализовать свою деятельность, но и совмещать ее с работой по найму. При этом регистрация осуществляется дистанционно, через сайт ФНС или портал Госуслуги. Налог рассчитывается тоже автоматически, в обязанности самозанятого входит лишь уплатить его.