С древненормандского «bougette» переводится как кошелек или денежный мешок. И, по своей сути, любой бюджет (семейный, организационный, государственный) - это план доходов и расходов с источниками происхождения средств и направлениями их распределения.
На уровне государства бюджет по праву считается основным документом, важным элементом финансовой системы, который наглядно показывает состояние экономики и основные политические направления в стране и расходы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, он нужен для решения следующих задач:
- корректное перераспределение национальных доходов
- определение потребностей, подлежащих удовлетворению за счёт государственной казны
- детализация планов правительства в части социальных программ
- общее регулирование экономики страны путем направления ресурсов на развитие и обеспечение определенных отраслей и регионов.
Для этого в проекте государственного бюджета выделяют 4 раздела: доходы, расходы, результат в виде профицита или дефицита и источники финансирования дефицита.
Доходы формируют не только налоги, акцизные сборы и таможенные пошлины, но и доходы от аренды государственной собственности, поступления из различных фондов (социального страхования, пенсионного и страхового), предоставление государственных средств взаймы и эмиссия денег.
Расходы, как правило, включают содержание государственного аппарата, милиции, юстиции; выплаты на образование, здравоохранение и социальную сферу; поддержку обороноспособности страны. Помимо этого, в статью расходов попадает финансирование определенных отраслей хозяйства, инвестиции и дотации, содержание дипломатических служб и материальное обеспечение внешней политики. В ряде случаев - предоставление субсидий и кредитов другим странам, расходы по обслуживанию как внутренних, так и внешних долгов государства.
В зависимости от соотношения доходной и расходной части бюджет может быть сбалансированным, в дефиците или в профиците. Причем профицит, то есть превышение доходов над расходами, не всегда сигнализирует о стабильности государственной экономики. Он может свидетельствовать и о некачественном планировании и перераспределении доходов и о том, что планируемые расходы далеки от реальных показателей. То есть государство собрало налоги, но не использовало их в полной мере.
Проект бюджета в России создается на три последующих года. Сам бюджет составляется ежегодно, причем в несколько этапов:
- Сначала в виде предварительной сметы доходов и расходов от Министерства финансов
- Далее он проходит доработки в Правительстве РФ
- После этого его рассматривают депутаты Госдумы в трех чтениях
- Принятый предварительный бюджет направляется в Совет Федерации на согласование
- И только в самом конце доработанный и согласованный документ передается в виде законопроекта на подпись Президенту РФ.
Надеемся, мы смогли помочь многим из вас разобраться в таком непростом процессе как государственное бюджетирование. Следите за обновлениями на нашем сайте - мы подбираем для вас самые актуальные и интересные темы.